Очарованные Елабугой

Людмила Пахомова

Открывшаяся в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника выставка «Старое, новое, вечное» примечательна тем, что все четыре её автора связаны кровными семейными узами. При этом манера каждого столь индивидуальна, что спутать их невозможно.

Ирина Ионова, Дмитрий и Даниил Ефимовы Фото Л.Пахомовой Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой На открытии выставки Фото Л.Пахомовой Дан. Ефимов. Подмонастырка На открытии выставки Фото Л.Пахомовой Дан. Ефимов. Рыбная площадь. Елабуга Даниил Ефимов Фото Л.Пахомовой Дан. Ефимов. Елабуга. Зима на Большой Покровке Дм. Ефимов. Лето Дм. Ефимов. Астры и хризантемы Л. Ионова. Лилия И. Ионова. Прогулки по Елабуге И. Ионова. Вид на Покровский собор На открытии выставки Фото Л.Пахомовой Дан. Ефимов. Мелкая пластика И. Ионова. Зимние кружева И. Ионова. Ирисы И. Ионова. Панорама Казанского кремля

Творчество Дмитрия Ефимова представлено большей частью портретами. Сын Даниил, взявший в руки карандаш в два года, — прирождённый график. Ирина Ионова (жена и мать) превосходно владеет как техникой акварели, так и масляной живописи. Её излюбленная тема — городской пейзаж. Сестра Ирины — Людмила Ионова (которой, к сожалению, не стало год назад) больше всего любила рисовать с натуры цветы.

Дмитрий по специальности дизайнер, Даниил — архитектор, Людмила — психолог, Ирина — инженер-строитель. Но только последняя стала профессиональным художником, хотя и не получила специального образования. Дмитрий посвятил себя в основном преподавательской деятельности, по стопам отца пошёл и Даниил. Людмила после тяжёлой болезни вообще не смогла работать и творчество стало одной из радостей её жизни.

С семьёй Ефимовых-Ионовой Елабуга познакомилась в 2006 году, когда они втроём приехали из Нижнекамска на самый первый арт-симпозиум по современной живописи, проходивший в виде пленэра. Но бывать здесь стали гораздо раньше, и все трое с какой-то удивительной нежностью и любовью относятся к нашему городу. Ирина попала в Елабугу ещё школьницей, приехав на экскурсию вместе с классом в 1970-е годы. И уже тогда город ей очень понравился. Следующий приезд случился только лет через двадцать, после того как она уже стала заниматься живописью.

«И когда я снова увидела Елабугу, — рассказывает художница, — я сказала себе: “Это тот город, который я буду писать”. И с тех пор я не останавливаюсь. Я очарована. Это любовь на всю жизнь. Раньше мы часто сюда приезжали, могли целый день гулять по городу… Как сейчас представляю: золотая осень, кто-то жжёт опавшие листья, всё пронизано вечерними лучами. У меня словно что-то горит внутри, так хочется запечатлеть всё это.

Очень нравятся в Елабуге люди. Вот эта маленькая этажность елабужская она даёт возможность по-другому жить. Это не сравнить ни с каким большим городом — ни с Челнами, ни с Нижнекамском, ни с Казанью, где сейчас работает Даниил. Здесь особый мир, какой-то ещё оазис остался.

Но он уже, конечно, сейчас очень сильно меняется. Я смотрю: дома старые зашиваются, ворота старинные сносятся. Мне это так больно, потому что Европа сохраняет всё. Попробуй-ка там убери какой-нибудь забор старый, ты опять должен такой же сделать. А у нас всё сайдингом обшили, железные ворота и заборы поставили… Теряется неповторимость, красота».

Своими впечатлениями о Елабуге поделился на открытии выставки и Дмитрий Ефимов. «Мы здесь отдыхаем душой, — признался он. — Здесь тихо, здесь хорошо, здесь играют дети, которых уже не увидишь в других городах, потому что там они сидят за компьютерами. Здесь каждый раз мы видим столько изумительных персонажей: старушек, каких-то мужичков с собачками. Есть такое известное выражение: “время словно остановилось”. Я не могу применить его к Елабуге, здесь время будто бы кружит над городом. И каким-то внутренним чувством ощущаешь то семидесятые годы, то период своего детства, когда мы также беззаботно играли, лазили и кувыркались в снегу, а то ещё более ранние годы.

Когда сюда приезжаешь, ты словно попадаешь в другой мир».

«Мне кажется, — добавил Даниил, — над Елабугой распростёрта какая-то Божья благодать, которая сразу здесь ощущается. Я воспринимаю этот город как свой родной. Благодаря ему в моей жизни было много счастливых минут творчества».

Больше всего на выставке работ Даниила, которые бережно хранятся в семье, начиная с самого его детства. Здесь и мелкая пластика, в которой он сделал персонажей для двух своих мультфильмов, рисованные декорации и герои к придуманной вместе с мамой «Зимней сказке», ставшей представлением домашнего кукольного театра; новогодние открытки, изделия из керамики. На фотографиях запечатлены потрясающие по своему архитектурному разнообразию строения из песка, которые Даниил сооружал в школьные годы на даче. Среди них были даже копии Исаакиевского и Казанского соборов Санкт-Петербурга, а также песочные композиции в виде действующих фонтанов.

Но, как уже было сказано, наибольший художественный дар Даниила Ефимова проявляется именно в графике. После арт-симпозиума 2006 года он создал целую серию работ, запечатлев в них Подмонастырку и узнаваемые архитектурные памятники Елабуги на улицах Большой Покровской, Казанской и Тойминской. Фоном первой из них служит лёгкая лессировка акварелью, на которую нанесён рисунок пером и тушью. Это собирательный образ одной из исторических частей Елабуги, которая некогда была отдельным селением. Тщательно прорисованные деревянные домики, прилепившиеся к подножию горы с древней башней, покосившиеся заборы и ветшающие строения — от всего этого веет глубокой стариной. Но вот слева на переднем плане тогда ещё юный художник помещает модерновое дерево-фонарь, возвращающее зрителя в наши дни. В то время Даниилу была присуща манера приукрашивать и без того богато декорированные фасады домов купеческой Елабуги, насыщать их новыми деталями, разворачивать на их фоне забавные придуманные сюжеты. Словом, создавать какие-то свои сказочные образы города.

Не менее интересны и выразительны его чёрно-белые реалистические пейзажи зимней Елабуги, выполненные в 2014 году. В них уже ощущается рука мастера, прошедшего основательную школу высшего архитектурного образования. Чёткая перспектива, соразмерность строений, достоверность фактуры, живость персонажей создают у зрителей иллюзию присутствия в этом снежном царстве с возвышающимся над домами Покровским храмом, перелетающими с дерева на дерево птицами, сбрасывающим с крыши дома снег мужичком, встретившимися на улице соседками, ребёнком, везущим санки рядом с вылепленным по всем правилам снеговиком: с метлой, чёрными угольками глаз, носом-морковкой и нахлобученным на голову ведром. Несколько размещённых на выставке учебных работ Даниила, выполненных тушью, карандашом и акварелью, свидетельствуют не только о его разностороннем таланте графика, но и о желании достичь совершенства, что возможно в результате только упорного и кропотливого труда.

К сожалению, в последние годы он мало занимается творчеством, так что в экспозиции «Старое, новое, вечное» можно увидеть лишь две его работы, датированные 2020 годом. Одна из них посвящена Казани, а другая — Елабуге.

Ранними работами (1980–1990-х годов) представлена на выставке живопись и графика Дмитрия Ефимова. В его портретах («Лето», «Ирина», «Сирень. Девушка») ощущается стремление не столько передать натуру, сколько создать неповторимый образ. Хотя следует заметить, что в каждом из них просматриваются черты любимой жены. Привлекает внимание его натюрморт «Астры и хризантемы». Казалось бы, перед нами уже привядающий букет с позеленевшей в стеклянной вазе водой. Но он весь настолько пронизан световыми рефлексами от голубоватой стены и от отражений на полированной поверхности стола, что белые цветы приобретают какое-то серебристое свечение и при взгляде на картину в душе рождается спокойствие и умиротворение.

А могут ли цветы олицетворять внешность и характер человека? Оказывается, могут. Во всяком случае именно такую интерпретацию дала Ирина Ионова экспонирующимся на выставке работам своей рано ушедшей из жизни младшей сестры. «Когда я смотрю на её рисунки в цвете, — сказала она, — я вижу в них отражение её нежности, открытости, непосредственности. А её чёрно-белая графика — это твёрдый характер. Особенно, если дело касалось помощи людям, она была готова преодолеть любые преграды. Она была ангелом-хранителем нашей семьи. Я бы не создала такое количество работ, если бы не моя сестрёнка Людмила. Низкий ей поклон и вечная память».

Ирина Ионова, действительно, работает очень плодотворно. По её словам, не будь семейных забот, она, наверное, целый день посвящала бы исключительно творчеству. Многие её живописные холсты можно увидеть теперь только на фотографиях, поскольку они находятся в частных собраниях и музейных коллекциях. К примеру, уже немало лет в кабинете генерального директора ЕГМЗ Гульзады Ракиповны Руденко радует взгляд всех приходящих написанная Ириной панорама зимней Елабуги. А вот панорама Казанского кремля размером шесть метров на два представлена на открывшейся выставке. Полгода ушло у художницы на создание полотна и это не удивительно, если учесть характерную для неё манеру гладкого письма, пристрастие работать колонковыми кисточками и, конечно, размер картины.

Но в большей степени зрителям предоставляется возможность оценить акварельные работы Ирины Ионовой, поскольку они преобладают на этой выставке. И даже те, под которыми стоит указание «смешанная техника», в основе своей имеют акварель. С неё когда-то начиналось профессиональное творчество художницы. Если сравнить работы с видами Елабуги 1990-х годов и акварели последних лет, можно увидеть, насколько разнообразнее и свободнее стала палитра художницы, более сложными её композиционные решения.

Одним из излюбленных мест у Ирины Ионовой является перекрёсток улиц Тойминской и Большой Покровской, откуда открывается вид с востока на Покровскую, а с запада — на Никольскую церковь. Их архитектурные доминанты не просто органично вписываются в старинную малоэтажную городскую застройку, но и напоминают нам о вечном, существующем за пределами земной жизни. Несомненным достоинством акварелей художницы является превосходная передача состояний природы: летнего солнечного дня, морозного утра, зимней оттепели… Глядя на эти живые трепетные картины, трудно поверить, что они рождены лёгкими прикосновениями акварели к белой бумаге.

Едва ли найдётся ещё одна творческая семья, посвятившая такое количество произведений нашему городу. И слова огромной благодарности за это художники услышали на открытии своей выставки.

 
По теме
Покорить волну, устроить велогонку или пикник: как провести ярко это лето в Казани - ГТРК Татарстан Несколько десятков лесных пожаров в Марий Эл, Удмуртии и Чувашии. Регионы, граничащие с Татарстаном, борются с последствиями, в нашей республике же пока ситуацию держат на контроле.
ГТРК Татарстан
Нурлатским подросткам рассказывают об опасности купания в необорудованных местах - Нурлат-⁠информ Лето пересекло свой экватор, но погода по-прежнему остается жаркой. Впрочем, оно таким и должно быть, чтобы вдоволь накупаться, благо у нас есть оборудованный пляж, в каждой части города имеются спортивные площадки.
Нурлат-⁠информ