Крымская война в рассказах Толстого

Людмила Пахомова

Уже третью весну подряд Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве радует елабужан и гостей нашего города выставками, созданными на основе своих фондовых коллекций. В 2022 году это была экспозиция «Лев Толстой в объективе фотокамеры», в следующем — «Биография золотого века русской литературы: Пушкин и Толстой», а ныне — «Писатель на четвёртом бастионе. Крымская война глазами Л.Н. Толстого», с которой можно познакомиться в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника.

А. Кокорин. На бастионах Фрагмент экспозиции В. Тимм. Виды Севастополя Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой Р. Фентон. Севастопольская батарея В. Тимм. Защитники Севастополя, Черноморские пластуны... Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой У. Симпсон. Работа на батарее навесных орудий на первом фланге английских позиций Р. Фентон. Вид с северной стороны на Севастополь Фрагмент экспозиции Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой Р. Фентон. Внутренность 3-го бастиона А. Кокорин. Натурные зарисовки к «Севастопольским рассказам» Р. Фентон. Севастопольская улица Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой А. Кокорин. Капитан Михайлов с бомбой Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой

Столь активная деятельность по созданию передвижных выставок наших столичных коллег не случайна. Государственный музей Л.Н. Толстого в Москве — один из старейших литературных музеев России. Он был учреждён в 1920 году на основе материалов выставки, организованной ещё до революции Толстовским обществом в Москве при участии членов семьи писателя и выдающихся деятелей культуры: И.А. Бунина, В.Я. Брюсова, А.М. Горького, К.С. Станиславского, Л.О. Пастернака и других.

Сегодня Государственный музей Л.Н. Толстого — крупный научный, образовательный и культурный центр России, имеющий мировое значение. В его состав входят шесть музейных и экспозиционно-выставочных площадок, расположенных в Москве и за её пределами.

Фонды музея, насчитывающие около 400 тысяч единиц хранения, включают в себя уникальное собрание рукописей произведений, писем и дневников Л.Н. Толстого и членов его семьи, писем корреспондентов со всего мира — известных писателей, общественно-политических деятелей, представителей искусства и культуры, а также простых читателей. В фотофонде насчитывается свыше 20 тысяч снимков, начиная от первого дагерротипа 1849 года с портретом писателя до его фотографий, сделанных в конце жизни.

Книжный фонд музея представляет собой самую полную в мире коллекцию изданий произведений Л.Н. Толстого на русском и иностранных языках, в том числе романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», повестей «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», пьес «Живой труп», «Плоды просвещения», «Власть тьмы», цикла очерков «Севастопольские рассказы» и религиозно-философских произведений.

В музее находится свыше 5 тысяч вещей, принадлежавших Л.Н. Толстому и членам его семьи. В коллекции живописи, скульптуры и графики особую ценность представляют прижизненные портреты писателя, созданные И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, Н.Н. Ге, М.В. Нестеровым, Л.О. Пастернаком, П.Н. Трубецким и другими художниками. Кроме того, музей располагает самым большим фондом иллюстраций к произведениям писателя, которые выполнены выдающимися мастерами изобразительного искусства XIX–XX веков.

Коллекции музея постоянно пополняются, реставрируются, исследуются, публикации о них размещаются в научных журналах, сборниках и других изданиях. Фондовые материалы и предметы ежегодно представляются на российских, зарубежных и международных выставках. Экспозиция «Писатель на четвёртом бастионе. Крымская война глазами Л.Н. Толстого» — одна из них.

Толстой прибыл в осаждённый Севастополь 7 ноября 1854 года. «Из Кишинёва 1-го ноября, — писал он брату Сергею, — я просился в Крым, отчасти для того, чтобы видеть эту войну, отчасти для того, чтобы вырваться из штаба Сержпутовского, который мне не нравился, а больше всего из патриотизма, который в то время, признаюсь, сильно нашёл на меня».

Эти патриотические чувства отражены в первом рассказе писателя «Севастополь в декабре месяце», опубликованном, впрочем, как и два следующих, в журнале «Современник». Именно из этого рассказа приведено больше всего цитат в текстовых материалах выставки. Приехав в Севастополь, герой и он же автор произведения видит вначале словно бы обычную будничную жизнь города, затем вместе с ним читатель попадает в бывшее Севастопольское собрание, где разместился военный госпиталь, в котором лежат десятки солдат с ампутированными конечностями и безнадёжные раненые, ожидающие близкого конца. И, наконец, автор рассказа описывает своё пребывание на четвёртом бастионе, самом опасном и кровопролитном, поскольку он ближе всего находится от позиций неприятеля. Итогом всех впечатлений становятся его слова: «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, — и эту невозможность вы видели… в том, что называется духом защитников Севастополя».

Однако с декабря 1854 года пройдёт восемь месяцев и под натиском превосходящих коалиционных сил противника (в состав которых, кроме турецких, входили войска англичан и французов) русские оставят Севастополь.

Последние дни осады города писатель показал через судьбу братьев Козельцевых, старшего Михаила и младшего Владимира, встретившихся на пути в Севастополь. Первый возвращался туда после ранения, а второй ехал, по его признанию, потому что «как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество». И оба они погибают, не став свидетелями того, как «Севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь, сливаясь, развиваясь и тревожно трепеща всей своей массой, колыхаясь у бухты по мосту и на Северной, медленно двигалось в непроницаемой темноте прочь от места, на котором столько оно оставило храбрых братьев, — от места, всего облитого его кровью; от места, одиннадцать месяцев отстаиваемого от вдвое сильнейшего врага, и которое теперь велено было оставить без боя… Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством (облегчения, что выбрались в безопасное место, – авт.) было другое, тяжёлое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

В отличие от первого, преимущественно описательного рассказа, в двух последующих писатель стремиться отразить внутренний мир своих героев, который не всегда бывает привлекательным. Так, в рассказе «Севастополь в мае» акцент сделан на офицерской среде, которая была хорошо известна подпоручику Л.Н. Толстому. И здесь можно увидеть во многих персонажах такие черты, как тщеславие, превозношение, стремление преувеличить свои и преуменьшить чужие заслуги. Не случайно писатель завершает этот рассказ словами: «Герой же… которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». За нелицеприятный показ офицеров «Севастополь в мае» был вначале запрещён к печати, но после значительных цензурных сокращений был опубликован.

Современники высоко оценили эти произведения Л.Н. Толстого. «Это изображение внутреннего монолога, — писал Н.Г. Чернышевский, — надобно, без преувеличения, назвать удивительным. Ни у кого другого из наших писателей не найдёте вы психических сцен, подмеченных с этой очки зрения. И, по нашему мнению, та сторона таланта графа Толстого, которая даёт ему возможность уловить эти психические монологи, составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу… Есть в таланте г. Толстого ещё другая сила. Сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью, — чистота нравственного чувства».

На одном из стендов выставки можно увидеть грамоту о производстве в поручики артиллерии графа Льва Толстого, выданную по указу императора Александра II. Здесь же помещены снимки двух наград, полученных им за защиту Севастополя — серебряной медали и знака ордена Анны IV степени с надписью «За храбрость». Последний он получил «За нахождение во время бомбардировки на Язоновском редуте четвёртого бастиона, хладнокровие и распорядительность действий против неприятеля». Сам Толстой очень хотел иметь Георгиевский крест и два раза он был представлен к этой награде, но в первый раз были неправильно заполнены документы, а во второй — он отказался от награды в пользу солдата, которому в дальнейшем эта награда могла обеспечить средства к существованию.

К слову сказать, с начала апреля и до середины мая 1855 года Толстой служил на знаменитом четвёртом бастионе, куда была направлена его батарея. Сослуживцы говорили, что он редкий товарищ и честнейшая душа. Затем его назначили командовать горным взводом на реке Бельбек. Есть предположение, что он был переведён с четвёртого бастиона по повелению Александра II, который хотел сохранить жизнь талантливому писателю.

Выставка проиллюстрирована документами, фотографиями, автографами писателя, репродукциями графических и живописных работ художников к циклу «Севастопольские рассказы» и обложками книг с этими произведениями, выходившими в разные годы. В числе портретов и фотографий есть изображения Н.И. Пирогова, считающегося основоположником современной военно-полевой хирургии, и сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины. Во время Крымской войны Пирогов был главным хирургом осаждённого Севастополя. Тогда он впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, что стало эффективным средством при ранении конечностей и избавило множество солдат и офицеров от ампутации. Он также первым использовал методы наркоза при проведении операций в полевых условиях. При его содействии во время осады Севастополя появились сёстры милосердия Крестовоздвиженской общины. Они помогали выхаживать больных, делали необходимые перевязки и промывания.

Особый интерес, без сомнения, вызывают снимки и литографии, сделанные с рисунков авторов, находившихся непосредственно в районе боевых действий. Важным документальным свидетельством о Крымской войне со стороны войск коалиции являются снимки Роджера Фентона, одного из первых известных фотографов в Великобритании и первого официального военного фотографа. В то время представители этой профессии должны были перевозить с собой многочисленное оборудование: камеры, объективы, штативы, коробки стеклянных пластин, бутылки химических растворов, ёмкости. Если добавить к этому личные вещи и еду, то становится понятным, почему фотографы того времени вынуждены были использовать специальные небольшие вагончики на колёсах, для передвижения которых применялись лошади. Несмотря на то, что, находясь в Крыму, Фентон умудрился сломать несколько рёбер и переболеть холерой, он сделал на театре военных действий более 360 снимков. На выставке представлены несколько из них, очень хорошего качества с проработкой множества деталей. Фентон, в частности, запечатлел английский лагерь, вид на Севастополь с северной стороны, казармы и одну из улиц города со следами разрушений и севастопольскую батарею.

Ещё одним британским военным корреспондентом, но не фотографом, а художником был Уильям Симпсон, находившийся в Крыму с ноября 1854 до осени 1855 года. Пропустив сражения начала войны, он смог запечатлеть события осады и штурма самого Севастополя. Во время пребывания на фронте Симпсон отправлял свои акварели в Лондон, где на их основе выполнялись литографии. Два альбома, содержавшие более восьмидесяти гравюр, вышли под общим названием «The seat of war in the East, from eighty-one drawings made during the war in the Crimea» («Театр военных действий на Востоке, с восемьдесят одним рисунком, сделанными во время войны в Крыму»).

Тщательно прописывая свои акварели, Симпсон отобразил все наиболее существенные моменты военных действий. Благодаря ему мы можем увидеть «Английский редан на подступах к Севастополю летом 1855 года», «Вид на Балаклавскую бухту по направлению к морю осенью 1854 года», «Малахов курган с остатками круглой башни», «Железную дорогу в южной части Балаклавской бухты, построенную союзниками для быстрейшего снабжения войск», а также вид на Севастополь с моря, с борта английского корабля, русские окопы, занятые англичанами, и другие сюжеты.

Очевидно, что британский акварелист находился в гуще событий, чего нельзя сказать о русском художнике Василии Тимме, побывавшем в Севастополе в 1854 году и сделавшем там серию рисунков, в основном с изображением видов Севастополя и наших воинов. На их основе также были сделаны литографии, печатавшиеся в «Русском художественном листке».

В отличие от этих очевидцев событий народный художник РСФСР Анатолий Кокорин создавал свои иллюстрации к «Севастопольским рассказам» почти через столетие после Крымской войны. Но он был участником Великой Отечественной и тоже видел всё, что сопровождает любую войну — геройство и трусость, наступление и окопную жизнь, смерть и человеческие страдания. Больше всего иллюстраций в экспозиции именно этого художника, сумевшего передать атмосферу осаждённого Севастополя и дух его защитников, как это сделал в своих рассказах Л.Н. Толстой.

Существенным дополнением к выставке стали экспонаты из фондов Елабужского государственного музея-заповедника и частной коллекции сотрудника ЕГМЗ Д.А. Галимова. Старинная мебель и прижизненные издания произведений Л.Н. Толстого, предметы быта и оружие XIX века, медицинский инструментарий и монеты времён Крымской войны, а также награды, учреждённые для тех, кто в ней участвовал — всё это можно увидеть на выставке «Писатель на четвёртом бастионе. Крымская война глазами Л.Н. Толстого».

Новости соседних регионов по теме:

Очередное заседание клуба «Читайка» было посвящено произведениям Л. Н. Толстого для детей.
11:05 17.04.2024 ЦБС Энгельсского района - Энгельс
На выставке «Эхо войны» представлено более 30 художественных произведений, среди которых сюжетные живописные полотна, посвященные Великой Отечественной войне; лирические пейзажи,
12:52 15.04.2024 Администрация г. Ейска - Ейск
На выставке «Москвичка», которая готовится к открытию в «Музее Москвы», будут представлены 8 художественных произведений из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им.
12:02 15.04.2024 Облкомкультуры - Волгоград
На выставке «Москвичка», которая готовится к открытию в «Музее Москвы», будут представлены 8 художественных произведений из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им.
11:58 15.04.2024 Портал культуры - Волгоград
 
По теме
Новый детский музейно-образовательный центр станет уникальным в России. В новом детском музейно-образовательном центре, который создается в Елабуге, посетители смогут окунуться в уникальный опыт благодаря виртуальной реальности.
«Выявить и искоренить слабые места»: В школах РТ прошли антитеррористические учения - ИА Татар-информ Сегодня во всех образовательных организациях Татарстана прошли всероссийские учения по отработке сценария действий для обучающихся и сотрудников охраны при вооруженном нападении и обнаружении взрывного устройства.
ИА Татар-информ