Ася Волошина в Елабуге и Набережных Челнах

Андрей Иванов заведующий краеведческим отделом ЕГМЗ

10 января Елабугу посетила Ася Волошина, которую совершенно справедливо называют одним из самых востребованных российских драматургов. Её пьесы ставили театры Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Омска, Перми, Кемерово, Уфы, Тюмени, Владикавказа, Челябинска, Петропавловска-Камчатского, Киева, Марселя (Франция), Вроцлава (Польши).


А теперь в эту «географию Аси Волошиной» попали и Набережные Челны, где 11 января в театре «Мастеровые» прошла премьера спектакля по её пьесе «Мама», постановщиком которого стал главный режиссёр «Мастеровых» Денис Хуснияров, а главную роль в моноспектакле сыграла заслуженная артистка Татарстана Марина Кулясова. Накануне премьеры в Набережных Челнах Ася Волошина вместе с заместителем директора театра «Мастеровые» Наталией Матиос заглянули в Елабугу.

Ася достаточно молодой драматург. Родилась она 23 января 1985 года, в 2013 году окончила магистратуру Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по специальности драматургия на курсе Натальи Скороход. А до этого четыре года училась здесь же, но на театроведческом факультете. Но и это было уже второе её образование, а первое она получила в Институте журналистики и литературного творчества (Москва).

Полученное образование вкупе с жизненным опытом, помноженное на любовь к театру, побудили Асю Волошину написать ряд пьес, многие из которых получили признание на профильных конкурсах и фестивалях и были публикованы в знаковых для театрального мира сборниках. Среди них — «Антигона: редукция», «Гибнет хор», «Анна Франк», «Мама», «Человек из рыбы».

К сожалению, Ася Волошина один из тех авторов, произведения которого в бумажном варианте найти нашему читателю непросто. Понимая, что произведения должны быть доступны читателям, она создала свой сайт «Снег на Караванной» . Есть там и пьеса «Мама». В ней можно увидеть документальный спектакль-исповедь, но сама Ася Волошина, дав после премьеры в «Мастеровых» интервью, подчеркнула, что она поставила себе задачу написать художественную пьесу, которая будет выглядеть, быть может, более достоверно, чем документальная. Волошина не скрывает, что она больше любит искусство, чем реальность, и убеждена, что театр не теряет актуальности благодаря присутствию катарсиса, открытого ещё древними драматургами. Момент сопричастности к чужой жизни, возможность на какое-то время соединиться с героем — вот чего ищет и часто ждёт театральный зритель.

Автору этих строк посчастливилось побывать на показе «Мамы» в «Мастеровых». Что я увидел? Представьте сцену, на которой стол и 5 стульев, На одном из них, в центре, сидит главная героиня. На столе, который вчера был праздничным, полупустые тарелки и бокалы, немного винограда и вина. Никто за все время спектакля к героине не подойдёт, не подсядет, да и сама она встанет только потому, что надо будет выйти на поклон к зрителям. Да, чуть не упустил: ещё на столе ноутбук и небольшая видеокамера, направленная на героиню, которую зовут, как вскоре мы узнаем, Оля. За ней — экран, на который крупным планом проецируется её лицо. Это позволяет зрителю видеть все нюансы её переживаний.

Постановка представляет собой видеодневник Оли, которой только что исполнилось 28 лет. Допивая остатки вина, она просматривает ленту новостей в соцсети и рассуждает о поздравлениях от своих виртуальных друзей. Поздравления эти банальны, хотя все-таки приятны вчерашней имениннице. Захлопнув ноутбук, Оля начинает рассказывать камере обо всем важном и знаковом, что было в её жизни. При этом в исповеди Оли нет ничего, что позволило бы зрителю хоть раз улыбнуться. Достаточно давно мама Оли умерла от рака. Перед смертью она написала своей дочери, которой тогда было всего 4 года, 24 письма. По одному из них Оля получала на каждый из своих дней рождения. Теперь ей предстоит прочитать последнее письмо. Объясняется их количество просто: мама героини умерла в 28 лет. Ещё не вскрыв конверт, Оля вдруг урывками, сбиваясь и перескакивая с одного воспоминания на другое, начинает свою исповедь. Мы узнаем, что у неё есть две бабушки, одну она называет патриоткой, другую — диссиденткой. Судя по всему, они-то и давали Оле письма от мамы. Бабушке патриотке снится Пушкин, а на холодильнике у неё висит магнитик со Сталиным, а вот бабушка диссидентка смотрит телеканал «Дождь». Оля говорит, что ждёт их смерти, так как подумывает о самоубийстве, но не хочет причинять им боль. У неё распался брак, она жалуется на бессмысленность жизни и неправильный серотониновый обмен, из-за которого она время от времени проваливается в депрессию. Оля ищет и не находит в интернете название своей фобии, которая заключается в страхе под названием «боязнь долгой жизни».

Спектакль оставляет впечатление мучительно-искреннего, болезненно-неприятного и утомительного разговора «за жизнь». «Рожать детей — это эгоистично. Дети — это для того, чтобы в моей жизни появился смысл», — говорит Оля. Потом открывает последнее письмо и со слезами на глазах читает строки, в которых мама просит назвать внучку её именем — Настя, «чтобы продолжаться в ней». «Я жива, пока ты жива», — пишет мать дочери.

Лично мне спектакль очень понравился, хотя мало кому из своих знакомых (даже заядлых театралов) я бы посоветовал его посмотреть. В зале, к слову, были и те, кто вставал и уходил, но я склонен считать, что их уход был своеобразной психологической защитой, объяснимой словами: «Мне и в жизни боли и слез хватает, со сцены хочу смеха и веселья». А смеха и веселья в «Маме» нет. Блестящая игра Марины Кулясовой достойна нижайшего поклона и аплодисментов до жара в ладонях.

В Елабуге Ася Волошина посетила Дом памяти М.И.Цветаевой и могилу поэта, Музей-усадьбу Надежды Дуровой и Музей истории города на Казанской, отобедав затем в Музее-театре «Трактир». Ну и, конечно, окинула взором наши окрестности и красоты с высоты птичьего полёта, побывав на легендарном Чёртовом городище. Ощутила восторг и удивление. Восторг — от красоты и неповторимого очарования здешних мест, удивление — от невероятного количества знаковых для нашей страны имён, в разное время оказавшихся связанными с Елабугой.

И в завершение: отрадно знать, что в Набережных Челнах есть люди, которые не только приглашают в свой город и на свои культурные площадки творческих людей, но и находят возможность показать им Елабугу. Вот имена лишь некоторых из них — Наталия Матиос, Вера Хамидуллина, Николай Алешков, Игорь Лерман...

 
По теме
 
 
Журналисты «Комсомолки» разбирают вопросы по бойне в Керчи, ответов на которые нет до сих пор Андрей ГОРБУНОВ Анастасия ЖУКОВА Александра КОРШУНОВА 1) Откуда стрелок взял деньги на лицензию, ружье и патроны?
22.10.2018 Комсомольская правда Казань
В Казани стартовал процесс по уголовному делу КПК «Рост»     Сегодня в Вахитовском суде Казани началось рассмотрение уголовного дела в отношении организатора и шестерых участников финансовой пирамиды ООО «КПК «Рост».
22.10.2018 Республика Татарстан
ДЕНЬ ПЕРВОКУРСНИКА ИЭЭ - КГЭУ Институт электроэнергетики и электроники КГЭУ представил гостям зажигательное шоу.
23.10.2018 КГЭУ
В полосатом костюме: Салават Фатхетдинов выступил для заключенных казанской колонии - ИА Татар-информ Фото: Александр Эшкинин Выступление народного артиста Татарстана посмотрели 270 заключенных исправительной колонии № 2. (Казань, 23 октября, «Татар-информ», Чулпан Шакирова).
23.10.2018 ИА Татар-информ
20 октября в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева состоялось открытие VIII Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia».
22.10.2018 Элита Татарстана
В кинотеатре «Мир» состоялась презентация документального фильма «Тернистый путь» о драматичной судьбе первого профессионального татарского режиссера Гумара Исмагилова.
23.10.2018 Казанские ведомости
фигуристы тарасова-морозов - Республика Татарстан     Российские фигуристы Евгения Тарасова, представляющая Татарстан, и Владимир Морозов одержали победу на первом этапе Гран-при Skate America, проходившем в городе Эверетт.
22.10.2018 Республика Татарстан