Елабужские купцы: благотворители или меценаты?

Не знаю как вам, уважаемый читатель, но автору этих строк все чаще и чаще приходится сталкиваться с тем фактом, что елабужских купцов стали называть не только благотворителями, но и меценатами. С тем, что представители елабужского купеческого сословия были благотворителями, спорить бессмысленно: факты истории Елабуги (впрочем, не только ее)  — вещь упрямая, и подтверждений тому, как купцы наши благо творили, т. е. делали добрые дела, предостаточно.

В свое время (2002–2004 гг.), будучи причастным к становлению и развитию в Елабуге добровольческого (волонтерского) движения, точнее, занимаясь пиаром этого значимого социального явления, я изрядно «покопал» историю елабужской благотворительности. В 1904 г. «Вятские губернские ведомости» (№ 13, стр. 782) отмечали: «Мы затрудняемся указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размахах, как в Елабуге» . В 2005–2006 гг. в «ВЕ» вышло несколько моих материалов краеведческого толка, в которых я периодически тех или иных елабужских купцов называл меценатами (в терминологии, связанной с благотворительностью, я тогда еще не вполне разобрался). В 2007–2008 гг. в «ВЕ» вышел цикл материалов в рубрике «Елабуга милосердная» (в том числе  — «Галерея елабужских благотворителей»). Чем больше я знакомился с благотворительной деятельностью елабужских купцов, тем более убеждался в том, что меценатами в прямом, истинном значении этого слова они не являлись. Прежде чем продолжу развивать эту тему далее, предлагаю т. н. «лирическое отступление». Многие наверняка знают о том, что американская автомобилестроительная компания Chrysler (Крайслер) осуществляет производство внедорожников Jeep (Джип). И так получилось, что в русском языке название марки  — Jeep  — стало нарицательным при обозначении автомобилей повышенной проходимости. В итоге появились у нас в стране джип Мерседес, джип Тойота и пр., и пр. Примерно так у нас в Елабуге произошла проекция с купцов-благотворителей на купцов-меценатов. Впрочем, довольно лирики, давайте попробуем разобраться в том, являются ли все-таки елабужские купцы меценатами. Для начала вспомним самые известные купеческие фамилии нашего города, к примеру (привожу не по степени значимости, а по алфавитному порядку), Гирбасовых, Стахеевых, Ушковых, Черновых, Шишкиных. Кто силен в истории Елабуги, назовет еще как минимум Баутина и Бусыгиных, Емельяновых и Шабалиных… В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ожегова и Наталии Шведовой (Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В.  Виноградова, Москва, «Азбуковник», 2001 г.) слово « меценат » представлено так (стр. 354): «Богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-н<ибудь> делу, начинанию». Что касается слова «благотворитель», в этом же словаре читаем (стр. 50): «Тот, кто занимается благотворительностью» . Не мудрствуя лукаво тут же смотрим слово « благотворительный »: «1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу. 2. Направленный на оказание материальной помощи неимущим».

Заглянем в книгу, на обложке которой значится  — «Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения» (под ред. Г. Н.  Скляревской, Российская академия наук, Институт лингвистических исследований, Санкт-Петербург, «Фолио-Пресс, 1998 г.). На стр. 384 о слове «меценат» читаем: «Тот, кто покровительствует развитию искусства, науки, культуры, оказывая финансовую поддержку ». Тут же предложено посмотреть значения слов «Благотворитель. Спонсор». Ну, что касается «благотворителя», то почти слово в слово все совпадает с Ожеговым-Шведовой, а вот о слове «спонсор» (стр. 608) узнаем, что это «лицо, организация, фирма, финансирующие какое-л<ибо>мероприятие, учреждение, издание, телепередачу и т. п.». Кстати, в этой книге, там, где знакомимся со словом «меценат», сообщается, что происхождением слово это обязано древнеримскому вельможе, покровительствовавшему поэтам и художникам. Разберемся сейчас и с этим. В «Словаре античности» (Москва, издательство «Эллис-Лак»; «Прогресс», 1993 г.), составленном немецким историком Йоханнесом Ирмшером в сотрудничестве с Ренате Йоне, на стр. 353 читаем о Гае Цильнии Меценате следующее: «(ум. в 8 до н. э.), богатый рим<ский> всадник, выходец из знатного этрусского рода, проживавшего в Арреции; не занимал государств<енных> должностей, но как приближенный императора Августа, к-рому в свое время оказал поддержку в борьбе за единовластие, время от времени выполнял официальные поручения. В частности, сыграл положительную роль при заключении договоров с М<арком> Антонием в Брундизии (40) и Таренте (37). В 31–30 замещал в Риме отбывшего на В<осток> Октавиана. Покровительствовал молодым поэтам (Вергилий, Гораций, Проперций) и поддерживал их материально. Стремился оказывать на них влияние и использовать их творчество для прославления Августа и созданной им политич<еской> системы. Имя М<еценат> стало нарицательным, обозначавшим покровительство иск-ву и лит-ре. Художеств<енный>. Уровень собств<енных> произведений М. Весьма невысок».

Впрочем, вернусь к елабужским купцам и, не называя фамилий, отмечу, что они построили в Елабуге (и не только) часовни и церкви, монастыри, приюты и богадельни, здания для учебных заведений и больниц. Все эти благие деяния не попадают под категорию «меценатство». Как, впрочем, не попадают туда и финансирование издания таких рожденных на нашей земле книг, как поэма Дмитрия Стахеева (почти не известного нам всем литератора, памятник которому установлен перед бывшим Епархиальным женским училищем, купца, даты жизни которого 1818–1888) «Пожар. Эпоха уездного городка. 22 августа 1850 г.»; «История города Елабуги» И. В.  Шишкина (Москва, 1871 г.); «История города Елабуги с древнейших времен» Н. И.  Шишкина (Елабуга, 1901 г.). О первых двух книгах скажу особо: Дмитрий Стахеев  — автор «Пожара», изданного по своей инициативе  — дважды был елабужским городским головой и был в родственных отношениях с Иваном Шишкиным, будущим художником. Именно Д. И.  Стахеев и Н. И.  Ушков профинансировали издание в 1871 г. в Москве книги Ивана Васильевича Шишкина «История города Елабуги». Помогал Дмитрий Стахеев деньгами и начинающему художнику Ивану Шишкину, но и это не есть акты меценатства: все-таки Стахеев и Шишкин были родственниками, и это особая статья расходов.

Современные исследователи, изучающие благотворительность как социальное явление, отмечают, что купцы (а также мануфактуристы, заводчики, фабриканты) в своей благотворительной деятельности следовали евангельской формуле: « Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил». Историк из Ижевска Нэлли Павловна Лигенко в книге «Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX-начало XX века» (2001 г.) справедливо отмечает, что «на страницах научной, научно-популярной, периодической литературы за последнее время в различных интерпретациях предстают определения понятий «благотворительность», «филантропия», «меценатство». Все они трактуются как явления нравственного порядка, как процесс оказания безвозмездной помощи нуждающимся в ней» . Собственно, многие из тех, кто имеет отношение к той самой « научной, научно-популярной, периодической литературе», используют слово «меценат», как выражается народ, «ради красного словца». То есть  — ради красивого слова (а уж этого у «мецената» не отнять).

Андрей Иванов

P. S.  Особого внимания, пожалуй, заслуживает фигура действительно купца-мецената Николая Дмитриевича Стахеева (1852–1933), но он хоть и появился на свет в Елабуге, свои благие меценатские деяния реализовывал в Алуште, Москве, Санкт-Петербурге.

№8(753) 20.02.2013
 
По теме
Сразу несколько видов птиц — козодоя, большого улита, травника, лугового луня, ушастую сову и длиннохвостую неясыть — специалисты намерены исключить из Красной книги Татарстана.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система